В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Японская аниме-фантастика 80-х.
"Макросс" - 1982-83, 36 серий
"Оргусс" - 1983-84, 35 серий
"Южный крест" - 1984, 23 серии
"Моспеада" - 1983-84, 25 серий

Эпоха после-Гандама, первая половина восьмидесятых - это время "припланетной космооперы". "Мобильный доспех ГАНДАМ" родился от брака научной фантастики и однообразных меха-сериалов, и в этих сериалах тоже веет благородным безумием ранней научной фантастики, Хайнлайном, Гаррисоном и Гамильтоном образца 50-60-х. И боевая машина всегда имеет облик человека... даже гигантская крепость "Макросс", вмещающая в себя целый город с сотней тысяч людей, в бою преображается в того самого гигаробота...
В отличие от "Гандама" и прочих меха-сериалов, герои здесь постарше. Не пятнадцатилетний подросток, волей обстоятельств оказавшийся единственными и незаменимым пилотом боевого робота, а более ...вменяемые персонажи.
Первый в ряду, "Макросс" может показаться пародией на тот же "Гандам" и отчасти - на "Космический крейсер "Ямато". Традиционные для "Гандама" женщины-офицеры в рубке корабля - потом это станет общим местом, герой-пилот и героиня-капитан или штабной офицер.
Наставник героя или старший товарищ - ах, эта череда проб и ошибок, Брайт Ноа из "Гандама", лейтенант Бёрнинг из "Воспоминаний звездной пыли" (боковой истории "Гандама"), Рой Фокер из "Макросса"... не то, не то, не то... Образ не дается, мелькают отдельные черты, но в конце ряда - Му Ла Фрага из "Гандам СИД", и это несомненная удача, удачнее не бывает.
В "Гандамах" люди воюют между собой. В "Макроссе" - с пришельцами. Гиганты зентреди были некогда созданы давно забытой Протокультурой как солдаты. Протокультура исчезла, сметенная войнами, а зентреди странствуют по космосу, зная только войну. Они выжгут Землю до праха и пыли, но перестанут быть безжалостными терминаторами, заразившись от землян культурой, совершенно ничтожными, бытовыми осколками, естественными для современного человека. Их сблизят с людьми идея разнообразной, неформенной, одежды и куколка- проигрыватель с эстрадными песенками. Их очаруют не музыка Линн Минмэй (что там - обычная эстрада образца 70-х, звонкий голосок), а сама возможность игры звуков. Именно это и услышит в конце истории Минмэй от одного из адмиралов зентреди, безумного даже по их меркам Камзина. Неровная и местами натянутая история подкупает тем, что простого решения нет. Не происходит благорастворения, зентреди не становятся мирными людьми, заложенная в них склонность к насилию не исчезает вмиг, усвоенные внешние атрибуты "культуры" не помогают - как демонстрирует тот же Камзин и его союзница, командующая женского флота Лапламис, можно остаться ужасом вселенной и научившись целовать женщин и слушать музыку.
Очень жаль, что конец сериала скомкан и ситация в целом не решена. Кстати, советую обратить внимание на командующего флотом вторжения зентреди Бритая Криданика и его начштаба Экседола. Проницательный и дальновидный сморчок Экседол должен выглядеть фигурой комической - но не выглядит.
Даже любовный треугольник Итидзё Хикару - Линн Минмэй - Хаясе Миса не особенно зануден. И совсем не идеализирован. Хикару и сам не знает, чего хочет в жизни, тем более то кругом творится мировая катастрофа. Миса - идеальный офицер, дочь военного, воспитанием и мундиром зажатая в строгие рамки. И девочка, добившаяся славы, звезда и символ "Макросса". Ничего особенного.

В "Южном кресте" - не герой, а героиня. И тоже вторжение, только не на Землю, а на далекую колонию. И мир почти такой же или даже тот же самый.

В "Оргуссе" нет космических пришельцев. есть Д-бомба и сошедшиеся в одно разные измерения Земли. И мир, висящий над пропастью, потому что эта новая, лоскутная Земля задыхается от парникового эффекта за барьером, образовавшимся от взрыва Д-бомбы. И два человека по разные стороны баррикад, друзья, два пилота, присутствовавшие в месте взрыва бомбы, ходячие точки поворота, ключи к исправлению сломавшегося, сошедшего с ума мироздания.

В "Моспеаде" пришельцы, наоборот, есть. Черт его знает, что они такое, эти инвиты. Людям, вернувшимся на некогда оставленную Землю, с собой бы разобраться...

Эти истории густо населены персонажами - первого, второго, третьего и четвертого плана, что создает ощущение объемности.
Графика и вообще средства выражения - традиционны, новатрства нет ни в чем. Музыка - традиционна для 80-х, с веселенькими мотивчиками для боя истребителей и лирическими для любовных сцен.
Здеьс нет ососбых красот и психологической глубины, истории непритязательны, техника феерично неправдоподобна.

Ах, да. Из "Макросса", "Южного Креста" и "Моспеады" американцы слепили сериал "Роботех", переписали истории, переназвали - и выпустили. Быть может, вы его даже помните.

Ну ещё бы мы его не помнили :)

starsword.livejournal.com/74646.html

@темы: ссылки, Robotech - сериал